МАРХИ - 25 ЛЕТ СПУСТЯ

1993 год был отмечен не только сменой исторических вех в нашей стране. Двадцать пять лет спустя, несмотря на все политические и социальные перипетии, в МАрхИ получили дипломы выпускники, которым было суждено творить историю градостроительства, архитектуры и дизайна в новой России. На наши вопросы отвечает /в прошлом – выпускник/, а сегодня – доцент кафедры живописи Московского архитектурного института, руководитель архитектурно-проектной мастерской, член Союза московских архитекторов – Дмитрий Михайлович Стоянов.

1.Как Вы выбрали профессию архитектора и почему, как поступали в МАРХИ и что ожидали от учебы

Я учился не только в общеобразовательной, но и в Краснопресненской художественной школе на улице Красина. Всегда, как себя помню – я рисовал. В роду у меня есть и строители, и инженеры, и архитекторы. Поэтому было естественно поступить на подготовительные курсы в Архитектурный институт. Поступил в МАРХИ в 1988 году. С 1989 года был призван в ряды Советской Армии на срочную службу. Вернувшись из армии – продолжил обучение. Учился на старших курсах в экспериментальной учебно-проектной группе под руководством профессора Всеволода Георгиевича Тальковского. Окончил Московский архитектурный институт в 1994 году.

2.Какие преподаватели оказали наиболее сильное влияние и почему

С преподавателями мне несказанно повезло. На первом курсе я попал в группу №4, которой руководила «Могучая Тройка». Руководителем группы был Пяткин Игорь Александрович, - талантливейший педагог и архитектор, который всю свою жизнь отдал архитектуре и педагогике. Его заместителями – на нашем первом курсе – были Свиридов Валерий Александрович и Шадрин Александр Алексеевич, который ныне работает деканом Факультета общей подготовки в МАРХИ. В нашей четвёртой группе - дисциплину Живопись вёл знаменитый Архитектор Тальковский, который построил «Президент Отель», банки на Новокировском проспекте и многие иные известные здания.

3.Ваши воспоминания об учёбе, что кажется важным сейчас из предметов и обучения, чего не понимали тогда

Руководство кафедры живописи в МАРХИ, те годы, принял на себя профессор Тальковский. Он же и набрал (первую в те времена) учебно-проектную группу, которую (почти в полном составе) «сконструировал» из группы, которой руководил на первых курсах профессор Пяткин. На заре создания группы - его помощниками были архитектор Коновалов Юрий Николаевич и Подъяпольский Дмитрий Сергеевич. В качестве преподавателей выступали только практики архитектурного ремесла, а не «классические педагоги», проработавшие только в ВУЗе не один десяток лет.

С третьего курса наша группа №4 расположилась весьма комфортно и вольготно под крылом кафедры живописи МАРХИ.  Располагалась кафедра живописи тогда на втором этаже трапезной Рождественского монастыря. В те времена, пространство было разделено на множество помещений, в которых и находились проектные и художественные классы, а также помещение кафедры и методический фонд. В апсиде была просмотровая комната, в которой выставлялись на козлах художественные задания первых курсов и проектные подрамники старших курсов. Хотя и засиживались над учебными проектами до ночи, но, сейчас понимаешь, что мало корпели над листами, мало сломали рапидографов и карандашей. Не понимали то, что ЭТО и есть ТВОРЧЕСТВО, которое будет позже так «стиснуто» рамками заданий и бесконечного отсутствия времени. Девяностые годы, - это и пустые прилавки и «карточки покупателя». Но это не пугало нас – безрассудных студентов, которые постепенно погружались во взрослую проектную жизнь.

4.Как сложилась Ваша карьера после выпуска, ведь не было распределения? Были ли страхи или наоборот, ощущение свободы?

В конце обучения в МАРХИ я (как и многие мои «согрупники») были задействованы не только в учебном, но и в проектном процессе группы Тальковского. Мы были не только «на подхвате», но и исполняли самостоятельно небольшие задания мэтра. Поэтому не было страха и сомнений, не было ощущения свободы, а было простое понимание того, что я иду работать в архитектурную мастерскую Тальковского. Так же, не перекладывая трудовой книжки, стал работать ассистентом преподавателя на кафедре живописи в родном ВУЗе.

Жизнь архитектора и преподавателя – тесно переплетаются между собой.

Работа преподавателя – за последние 25 лет, если коротко, выглядит так, - после окончания института (с 1994 года и по настоящее время) работаю в МАРХИ. С 1994 года - преподавателем и старшим преподавателем. С 1997 по 2007 год - заместителем руководителя экспериментальной учебно-проектной группы при кафедре живописи. В 2011г. присвоено учёное звание доцента по кафедре живописи МАРХИ. В 2002 году – вступаю в Союз московских архитекторов (СМА).

Деятельность архитектора – проектировщика стартовала с третьего курса института, когда поступил в учебно-проектную группу профессора Тальковского. Меня начали привлекать к различным (реальным, а не учебным) проектам. До завершения МАРХИ – уже побывал на многих стройплощадках и площадках проектирования по заданию от своего проектного (и учебного) руководителя. Так что, можно сказать, смолоду опыта набирался в окопах. До преждевременной кончины Тальковского Всеволода Георгиевича (в 2007 году) вся моя архитектурная жизнь «вращалась» в коллективах единомышленников, которые создавал профессор. После диплома 1994 по 1997 г. – я работал архитектором в объединённых мастерских архитекторов Гришинчкуа и Тальковского (МАГ и МАТ). В 1997 году – в мастерскую «приходит» крупный интересный объект – Культурно-оздоровительный центр МПС (а в последствии – «РАО РЖД»), и вся наша небольшая мастерская вливается в структуру государственного проектного института. 1997 по 2005 год – я «расту» на этом большом проекте, - сначала архитектор, потом ведущий, а впоследствии главный архитектор проектов Архитектурно-проектной мастерской №2, под руководством проф.Тальковского, Центрального научно-исследовательского и проектного института курортных, туристских, лечебных и оздоровительных зданий и комплексов (ФГУП ЦНИПИ КТЗ АПМ-2). В 2005 году на короткий срок создаётся Архитектурно-строительная мастерская под руководством Тальковского в организации - ВП/ВО (ОАО) «Внешстройимпорт». В этой организации – я являюсь заместителем руководителя и главным архитектором проектов, много езжу по зарубежным командировкам, разрабатываем курортные комплексы. В конце 2005 года мной и профессором создаётся новая структура - ООО «Строй-Капитал Архитектурная мастерская профессора Тальковского», нашими соучредителями становятся руководители группы компаний «Строй-Капитал». С 2005 по 2008 годы – работаю в нашей компании генеральным директором и заместителем руководителя Архитектурной мастерской, руковожу дизайн-бюро. Создаются подмосковные посёлки, многофункциональные центры и пр. 

После смерти мастера, созданная структура ещё некоторое время существовала по инерции, и стала рассыпаться как карточный домик. Меня пригласили друзья – строители, которые строили наш проект «РАО РЖД» и я перехожу в строительную компанию. С 2008 по 2012 год – работаю заместителем руководителя проектной группы ЗАО “СЕТЬСТРОЙ”, с 2012 год по настоящее время – руковожу архитектурно-проектной ГК“СЕТЬСТРОЙ”.

За последние десятилетия самостоятельно и совместно с кафедрой живописи МАРХИ участвовал в различных выставках. Являюсь дипломантом многих Московских, Российских и зарубежных (архитектурных и художественных) фестивалей, смотров и конкурсов. Постройки уже живут своей жизнью. Проекты ждут своего воплощения. А акварельные и графические работы расходятся по отечественным и зарубежным коллекциям.

5. Архитектор-выпускник тогда и сейчас: различия и сходства

Раньше мы (будучи студентами) засиживались в институте над проектом долго – долго. Не отходя от подрамников пили чай, закусывали, многие (договариваясь с охраной) оставались и на «ночную смену». Особенно это было актуально, когда шло сплошное проектирование – «Сплошняк». Во время «Сплошняка» иные предметы на 2-3- дня отменялись и курс – не поднимая головы – навёрстывал упущенное за семестр, что бы сдать курсовую с блеском. Потом, когда преподавал на старших курсах в созданной Тальковским учебно-проектной группе, - я ощущал ту преемственность, которая передавалась от нас. Я молодой преподаватель и бывший студент довольно просто находил язык с ребятами, которые шли во след и, которые, удачно защищались в нашей группе. Нынче, как мы знаем, мы уже не выпускаем «Специалистов». Теперь важен диплом, - сначала «Бакалавра», а потом и «Магистра». Увы «Спецами» - нынешние студенты становятся по собственной воле и по воле случая, а не по Воле института, их обучающего. Текущее образование «Бакалавриат – Магистратура», развёрнуты на соответствие почасовой программе подписанной «Болонской хартии». И с «вымыванием» обще-дисциплинарных творческих часов приходит на смену подсчёт успехов с помощью количества участия в различных отчётных (может и значимых) мероприятий. Постепенно наш вуз и наши студенты приобщаются к «вековому логовищу знаний» больше, чем к практическим навыкам. Но идущие за нами - также прекрасны и юны, также любопытны и неопытны, как мы когда-то. Поэтому ВСЁ-всё-всё творится уже ИХ руками.

С уважением, и наилучшими пожеланиями
Архитектор Дмитрий Стоянов
почта: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
тел: +79031112070